• По вопросу правомерности указания в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, членов его семьи, полученных от профсоюзных организаций 05.04.2016 г.
  • О коэффициенте для расчета среднего дневного заработка и об определении порядка и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками или с переездом на работу в другую местность
  • По вопросу правомерности указания в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, членов его семьи суммы выплат от профсоюзных комитетов 28.04.2014 г.
  • Об отказе в приеме в члены Профсоюза 17.04.2014 г.
  • Что делать, если вы попали под сокращение
 1. Общие положения

1.1. Правовая инспекция труда Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации[1] создается Центральным комитетом Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров, соглашений в государственных и муниципальных учреждениях, а также в организациях сферы общественного обслуживания различных организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза.

1.2. Правовая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», законами и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, Уставом Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и настоящим Положением.

1.3. Правовая инспекция труда Профсоюза создается на федеральном и региональном (межрегиональном) уровнях организационной структуры Профсоюза и образует единую систему профсоюзного контроля в организациях и учреждениях, в которых работают и (или) обучаются члены Профсоюза.

2. Задачи Правовой инспекции труда Профсоюза

2.1. Основными задачами Правовой инспекции труда Профсоюза являются:

— осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;

— юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза, а также организаций Профсоюза от противоправных действий (бездействий) работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы членов Профсоюза, профсоюзных организаций, установленные нормами международного права, законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами;

— отстаивание прав и интересов членов Профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, при внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений;

— взаимодействие с органами прокуратуры, Государственной инспекции труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления при осуществлении возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза полномочий;

— подготовка обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков и упущений со стороны должностных лиц, допустивших нарушения прав и законных интересов членов Профсоюза;

— взаимодействие со средствами массовой информации (публикация статей в газетах и журналах, в сети Интернет, выступление по радио и телевидению) для ознакомления членов Профсоюза, общественности со сведениями о правозащитной работе Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;

— оказание информационно-методической помощи, обучение профсоюзного актива, бесплатное консультирование членов Профсоюза по вопросам, касающимся их социально-трудовых прав, профессиональных и служебных интересов.

3. Основные полномочия Правовой инспекции труда Профсоюза

3.1. Для выполнения возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза задач правовые инспекторы труда Профсоюза наделяются следующими полномочиями:

— осуществлять проверки соблюдения работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, при предъявлении удостоверений установленного образца[2] (проведение проверок в организациях, подведомственных федеральным органам государственной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел и исполнения наказаний осуществляется с учетом соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации);

— участвовать в проведении совместных с органами прокуратуры, Государственной инспекции труда, другими органами государственного контроля (надзора) проверок соблюдения работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;

— запрашивать и получать у работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на правовую инспекцию труда Профсоюза функций;

— направлять работодателям (их представителям), представителям нанимателей и другим должностным лицам обязательные для рассмотрения   Представления об устранении выявленных нарушений[3], контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— информировать органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы работодателей (их представителей) и другие уполномоченные органы о нарушении работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений[4] с целью привлечения виновных лиц к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной);

— в установленном законодательством Российской Федерации порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права, профессиональные и служебные интересы членов Профсоюза, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;

— проводить юридическую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и законные интересы членов Профсоюза, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;

— подготавливать методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы;

— принимать участие в обучении профсоюзного актива;

— ежегодно в установленной настоящим Положением форме обобщать статистические данные и практику работы Правовой инспекции труда Профсоюза[5], вести учет и направлять соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав Профсоюза[6] и принятых в этой связи мерах.

4. Права и обязанности правовых инспекторов труда Профсоюза

4.1. Правовые инспекторы труда Профсоюза имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;

— принимать участие в рассмотрении споров, связанных с нарушением трудового законодательства, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профсоюзах, а также с невыполнением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, а также регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы;

— взаимодействовать со средствами массовой информации (публикация статей в газетах и журналах, в сети Интернет, выступление по радио и телевидению) для ознакомления членов Профсоюза, общественности со сведениями о правозащитной работе Профсоюза, в том числе с целью повышения мотивации профсоюзного членства;

— готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива.

4.2. Правовые инспекторы труда Профсоюза обязаны:

— соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями (их представителями), представителями нанимателей и другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профессиональных союзах, условий коллективных договоров и соглашений;

— не нарушать права и законные интересы работодателей (их представителей), представителей нанимателей и других должностных лиц;

— содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав, профессиональных и служебных интересов членов Профсоюза, прав и законных интересов Профсоюза и его организаций;

— во время проведения проверок быть объективными, руководствуясь требованиями законодательства Российской Федерации, хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной;

— при осуществлении своих полномочий, а также после увольнения с занимаемой должности соблюдать конфиденциальность в отношении персональных данных членов Профсоюза и других работников, служащих, ставших им известными в ходе выполнения возложенных на Правовую инспекцию труда Профсоюза функций;

— считать конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), представителя нанимателя или другого должностного лица, воздерживаться от сообщения представителям проверяемой организации сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против разглашения данных об источнике жалобы;

— проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и служебные интересы работников и служащих, а также права и законные интересы Профсоюза и его организаций;

— постоянно повышать свою квалификацию, изучать законодательство Российской Федерации и судебную практику;

— принимать участие в обобщении сведений о правозащитной деятельности, практике работы Правовой инспекции труда Профсоюза, в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе Профсоюза (его организации)[7] и представления их в установленном порядке в вышестоящие профсоюзные органы;

— участвовать в ведении учета нарушений прав Профсоюза[8] для направления имеющихся материалов и сведений о принятых мерах в вышестоящие профсоюзные органы.

5. Организационное обеспечение деятельности Правовой инспекции труда Профсоюза

5.1. Общее руководство деятельностью Правовой инспекции труда Профсоюза осуществляется Центральным комитетом Профсоюза.

Главный правовой инспектор труда Профсоюза принимается на работу (назначается на должность) и увольняется (освобождается от должности) Председателем Профсоюза, который руководит его работой с учетом решений, принятых Президиумом и Центральным комитетом Профсоюза.

Руководство работой правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза в аппаратах комитетов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза возлагается на председателей этих организаций и их заместителей. К исключительной компетенции председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза относится, определение численности правовых и общественных (внештатных правовых) инспекторов труда Профсоюза, принятие их на работу (назначение на должность) и увольнение (освобождение от должности), принятие мер по повышению их квалификации и материальному обеспечению их деятельности.

5.2. На должность правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза принимается (назначается), как правило, лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Выборные и другие работники организаций Профсоюза, могут также утверждаться в качестве внештатных правовых инспекторов труда региональной (межрегиональной) организации Профсоюза в соответствии с действующим в данной организации положением о внештатной правовой инспекции труда.

5.3. Правовые (главные правовые) инспекторы труда Профсоюза, осуществляющие свою деятельность в региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза, именуются: «Правовой (главный правовой) инспектор труда Профсоюза по (название республики, края, области, города)».

5.4. Центральным комитетом Профсоюза правовым инспекторам труда Профсоюза выдается удостоверение установленного образца[9].

При увольнении (освобождении от должности) правового (главного правового) инспектора труда Профсоюза удостоверение подлежит возврату и последующему уничтожению.

5.5. Главный правовой инспектор труда Профсоюза является заведующим юридическим отделом ЦК Профсоюза.

Должность главного правового инспектора труда Профсоюза по республике, краю, области, городу федерального значения, как правило, приравнивается к должности заведующего отделом аппарата комитета региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.

Должность правового инспектора труда Профсоюза приравнивается к должности главного специалиста.

5.6. Главный правовой инспектор труда Профсоюза:

— осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью Правовой инспекции труда Профсоюза;

— рассматривает возникшие разногласия между работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами и правовыми инспекторами труда Профсоюза;

— готовит отчет о правозащитной работе[10] и вместе с пояснительной запиской представляет их в установленном порядке для рассмотрения на заседаниях центральных органов Профсоюза и в ФНПР;

— организует обучение и повышение квалификации правовых (главных правовых) инспекторов труда Профсоюза в соответствии с утверждаемыми Центральным комитетом Профсоюза планами;

— обобщает и пропагандирует положительный опыт работы Правовой инспекции труда Профсоюза;

— осуществляет взаимодействие с правовыми инспекциями труда других профсоюзов, правовыми службами (юристами) членских организаций ФНПР, получает необходимые сведения об их работе.


[1] Далее — Правовая инспекция труда Профсоюза;
[2] Форма 3-ПИ, Приложение № 3 к настоящему Положению;
[3] Форма 1-ПИ, Приложение № 1 к настоящему Положению;
[4] Форма 2-ПИ, Приложение № 2 к настоящему Положению;
[5] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению;
[6] Форма 5-ПИ, Приложение № 5 к настоящему Положению.
[7] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению;
[8] Форма 5-ПИ, Приложение № 5 к настоящему Положению;
[9] Форма 3-ПИ, Приложение № 3 к настоящему Положению;
[10] Форма 4-ПИ, Приложение № 4 к настоящему Положению.
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о правовой службе профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее – Положение) устанавливает общие основы создания и деятельности правовой службы профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания  РФ (далее – Правовая служба Профсоюза), ее задачи и функции, права и обязанности, порядок осуществления полномочий, принципы руководства и обеспечения деятельности.

1.2. Для проведения правовой работы в зависимости от её объема, характера и сложности структурные подразделения Правовой службы Профсоюза (юридический отдел, правовой отдел, отдел правовой работы и др.) создаются и действуют в виде самостоятельных структурных подразделений Аппарата ЦК Профсоюза, структурных подразделений аппаратов региональных (межрегиональных), территориальных и первичных организаций Профсоюза.

В случае невозможности создания отдельного структурного подразделения Правовой службы Профсоюза, в аппарате региональной (межрегиональной) организации Профсоюза предусматривается должность главного правового инспектора труда Профсоюза по региону Российской Федерации.

В состав Правовой службы Профсоюза входит правовая инспекция труда Профсоюза, а также, в случае создания, общественные (внештатные) правовые инспекции труда организаций Профсоюза, юридические консультации и другие структурные подразделения региональных (межрегиональных) и территориальных организаций Профсоюза, действующие на основании положений о них.

В исключительных случаях ведение правовой работы может быть поручено на договорных условиях специализированной юридической организации или специалисту-юристу.

1.3. Основными целями Правовой службы Профсоюза являются:

защита социально-трудовых прав, профессиональных и служебных интересов членов Профсоюза;

правовое обеспечение деятельности Профсоюза (его структурных подразделений);

правовое обеспечение профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы; законодательства о профсоюзах; законодательства в области занятости, социальной защиты работников, служащих; за соблюдением прав членов Профсоюза в сфере пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования; а также за выполнением работодателями, представителями нанимателя условий коллективных договоров, соглашений;

правовое сопровождение правотворческой деятельности Профсоюза (его структурных подразделений);

соблюдение и укрепление законности в деятельности Профсоюза (его структурных подразделений), использование правовых средств для улучшения его работы, выполнения обязательств по заключенным договорам;

правовая защита имущественных прав Профсоюза (его структурных подразделений);

содействие в защите прав и законных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций, в правовом информировании работников и руководителей Профсоюза (его структурных подразделений);

взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора), с работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами, объединениями работодателей, другими общественными объединениями и юридическими лицами по вопросам, относящимся к ведению Правовой службы Профсоюза.

1.4. Правовая служба Профсоюза руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Уставом Профсоюза, решениями руководящих органов Профсоюза (его структурных подразделений) и настоящим Положением.

2. Задачи и функции Правовой службы Профсоюза

2.1. Основными задачами Правовой службы Профсоюза являются:

оказание квалифицированной правовой помощи членам Профсоюза в представительстве и защите их социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов;

правовое обеспечение деятельности Профсоюза (его структурных подразделений) в рамках социального партнерства и других видов взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами, объединениями работодателей в области представительства и защиты коллективных прав и интересов работников;

правовое сопровождение социальной защиты членов Профсоюза и развития отношений Профсоюза (его структурных подразделений) с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

правовое обеспечение деятельности органов Профсоюза (его структурных подразделений);

соблюдение правовых гарантий и законности в деятельности Профсоюза (его структурных подразделений), защита его имущественных прав;

методическое руководство правовой работой Профсоюза (его структурных подразделений).

2.2. Для оказания правовой помощи членам Профсоюза в представительстве и защите их прав и интересов по вопросам индивидуальных трудовых отношений, а также отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую или муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, и иных непосредственно связанных с ними отношений Правовая служба Профсоюза выполняет следующие функции:

осуществляет личный прием членов Профсоюза, даёт им устные и письменные консультации, оказывает помощь в составлении документов правового характера по социально-трудовым вопросам, по вопросам, связанным с профессиональной служебной деятельностью, рассматривает заявления, письма и иные обращения членов Профсоюза, организаций Профсоюза и их представителей, сообщает им о принятых мерах либо даёт необходимые разъяснения;

оказывает помощь членам Профсоюза в оформлении трудовых отношений;

организует и проводит проверки соблюдения работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профсоюзах, законодательства в области занятости, социальной защиты работников, служащих, выполнения условий коллективных договоров, соглашений в организациях, в которых работают члены Профсоюза;

проводит работу по правовому информированию членов Профсоюза, разъясняет им их права и обязанности;

участвует в определении и принятии руководящими органами Профсоюза (его структурных подразделений) мер по устранению работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами выявленных нарушений социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, участвует в выдвижении требований об устранении выявленных нарушений;

оказывает помощь членам Профсоюза в переговорах с работодателем (его представителями), представителем нанимателя, другими должностными лицами, а также в урегулировании возникших между ними разногласий по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, трудовых договоров, служебных контрактов;

оказывает помощь членам и организациям Профсоюза в подготовке и направлении заявлений в органы по рассмотрению трудовых споров, в комиссии государственных органов по служебным спорам, а также в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, осуществляет представительство членов Профсоюза и профсоюзных организаций в этих органах в предусмотренных законом случаях;

участвует в составлении и направлении работодателю, представителю нанимателя заявлений руководящих органов Профсоюза (его структурных подразделений), содержащих информацию о фактах нарушения должностным лицом, руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации (их заместителями) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профсоюзах, условий коллективных договоров, соглашений с целью привлечения их к дисциплинарной ответственности;

обращается в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, иные органы государственного контроля (надзора) с заявлениями, жалобами или иными обращениями о нарушениях прав Профсоюза (его структурных подразделений) нарушениях социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, с целью принятия мер государственного воздействия к лицам, нарушающим указанные права, в том числе применения к ним мер административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

2.3. Для правового сопровождения социального партнерства и взаимодействия Профсоюза (его структурных подразделений) с работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами, объединениями работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления в области представительства и защиты коллективных прав и интересов работников, служащих Правовая служба Профсоюза выполняет следующие функции:

участвует в проводимых Профсоюзом (его структурными подразделениями) переговорах, в разработке соглашений, в подготовке предложений к проектам Генерального соглашения, региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров;

участвует в осуществлении профсоюзного контроля за выполнением работодателями (их представителями), представителями нанимателей, другими должностными лицами, объединениями работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления условий коллективных договоров, соглашений, а также в подготовке требований (представлений) об устранении выявленных нарушений;

участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, оказывает правовую помощь в выдвижении и направлении работодателям (их представителям) требований работников, профсоюзных органов;

оказывает содействие работникам, являющимся членами Профсоюза, профсоюзным организациям в разрешении коллективных трудовых споров, участвует в составлении обращений, протоколов, решений, соглашений и рекомендаций, оформляемых при проведении примирительных процедур, участвует в составлении и направлении обращений выборных органов профсоюзных организаций в государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров;

оказывает правовую помощь Профсоюзу (его структурным подразделениям) в организации и проведении забастовок, в том числе участвует в составлении решений профсоюзных органов об объявлении забастовок, готовит заключения по спорным вопросам, участвует в подготовке и направлении работодателям (их представителям) предупреждения о предстоящей забастовке, по решению коллегиального исполнительного органа входит в состав профсоюзных представителей, уполномоченных на участие в примирительных процедурах, либо участвует в их деятельности в качестве специалиста, участвует в составлении соглашений сторон об урегулировании коллективных трудовых споров, принимает необходимые меры к обеспечению законности проведения забастовок, соблюдения профсоюзными организациями и работниками сроков, процедур и требований, предусмотренных федеральными законами;

оказывает правовое содействие Профсоюзу (его структурным подразделениям) в проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и других коллективных действий для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза;

оказывает правовую помощь Профсоюзу (его структурным подразделениям), профсоюзным представителям и членам Профсоюза в случаях привлечения их к ответственности за участие в коллективных действиях и коллективных трудовых спорах;

осуществляет представительство Профсоюза (его структурных подразделений), членов Профсоюза в судах при рассмотрении дел о нарушении законодательства о коллективных договорах и соглашениях, о коллективных трудовых спорах.

2.4. Для обеспечения социальной защиты членов Профсоюза и развития отношений с органами государственной власти и органами местного самоуправления Правовая служба Профсоюза выполняет следующие функции:

участвует в разработке правовых мер по развитию социального партнерства Профсоюза с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и учреждениями;

разрабатывает предложения по совершенствованию правового регулирования социально-трудовых отношений и профессиональной служебной деятельности;

участвует в обсуждении информации по социально-трудовым вопросам, получаемой от органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участвует в подготовке проектов законов, иных нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере или затрагивающих социально-трудовые права членов Профсоюза, а также в сфере профессиональной служебной деятельности;

участвует в подготовке предложений Профсоюза к проектам законов и иных нормативных правовых актов, рассматриваемых органами государственной власти и затрагивающим социально-трудовые права членов Профсоюза и права в сфере профессиональной служебной деятельности;

участвует в подготовке заключений о соответствии проектов законов, иных нормативных правовых актов, поступающих на отзыв Профсоюзу (его структурным подразделениям), международным нормам о правах человека и международным трудовым и социальным стандартам, законодательству Российской Федерации, а также решениям, требованиям и предложениям ФНПР, руководящих органов Профсоюза (его структурных подразделений) по вопросам правового характера;

готовит предложения Профсоюза (его структурных подразделений) в органы государственной власти и в органы местного самоуправления об изменении, приостановлении, отмене (признании утратившими силу) нормативных правовых актов;

участвует в подготовке проектов решений и обращений органов Профсоюза (его структурных подразделений) по вопросам правотворческой деятельности;

визирует проекты нормативных правовых актов, предложения и заключения к ним, представляемые Профсоюзом (его структурными подразделениями) в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

2.5. Для укрепления правовых гарантий в деятельности Профсоюза (его структурных подразделений), защиты его имущественных прав Правовая служба Профсоюза выполняет следующие функции:

разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения законности в деятельности Профсоюза (его структурных подразделений), принимает меры по предупреждению нарушений законодательства, обобщает практику его применения, разрабатывает предложения по её совершенствованию и вносит их на рассмотрение руководящих органов Профсоюза (его структурных подразделений);

участвует в разработке проекта Устава Профсоюза, обеспечивает подготовку документов, необходимых для его государственной регистрации;

по поручению Президиума Профсоюза готовит проекты официальных разъяснений отдельных положений Устава Профсоюза;

готовит заключения о соответствии проектов решений профсоюзных органов, проектов соглашений и договоров законодательству Российской Федерации, Уставу Профсоюза, нормативным решениям ФНПР, органов Профсоюза, заключенным соглашениям и договорам;

проводит правовую экспертизу проектов решений профсоюзных органов, проектов заключаемых Профсоюзом (его структурными подразделениями) соглашений, а также проектов нормативных правовых актов и предложений к ним, направляемых Профсоюзом (его структурными подразделениями) в органы государственной власти и местного самоуправления;

осуществляет контроль за соответствием решений, принятых в профсоюзных организациях, требованиям законодательства Российской Федерации; принимает меры к изменению или отмене решений, принятых с нарушением законодательства Российской Федерации, положений Устава Профсоюза;

организует работу Профсоюза (его структурных подразделений) по заключению гражданско-правовых договоров, участвует в подготовке указанных договоров и визирует их, осуществляет учет выполнения договорных обязательств, применение мер воздействия при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам;

организует и ведет претензионную работу Профсоюза (его структурных подразделений), осуществляет методическое руководство этой работой; анализирует состояние работы по предъявлению и рассмотрению претензий, арбитражную практику, обобщает и анализирует результаты рассмотрения арбитражных дел, результаты рассмотрения претензий, практику заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, разрабатывает предложения по устранению недостатков, выявленных при рассмотрении претензий и имущественных споров, представляет эти предложения на рассмотрение руководящих органов Профсоюза (его структурных подразделений);

осуществляет подготовку проектов обращений, заявлений, ходатайств в судебные органы и внесение их в эти органы;

представляет в установленном порядке интересы Профсоюза (его структурных подразделений) в судах и других органах.

2.6. Для методического руководства правовой работой Правовая служба Профсоюза выполняет следующие функции:

разрабатывает мероприятия по правовому информированию членов Профсоюза и участвует в их осуществлении, в том числе через средства массовой информации и образовательные учреждения;

дает на запросы профсоюзных организаций разъяснения по правовым вопросам, направляет им информационные материалы, содержащие информацию о действующем законодательстве Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и практике его применения;

проверяет состояние правозащитной работы, а также анализирует информационные и иные материалы о правозащитной работе в организациях Профсоюза, составляет по ним обзоры;

организует обмен опытом между собственными структурными подразделениями на общероссийском, региональном и иных уровнях; созывает совещания и проводит семинары;

проводит мероприятия по повышению квалификации и юридических знаний правовых инспекторов труда, юристов и других специалистов Профсоюза (его структурных подразделений), а также внештатных правовых инспекторов труда;

осуществляет информирование о законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимает участие в организации изучения работниками Профсоюза (его структурных подразделений) нормативных правовых актов, относящихся к их профессиональной деятельности;

дает консультации, заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в ходе деятельности Профсоюза (его структурных подразделений).

3. Права и обязанности Правовой службы Профсоюза

3.1. Правовая служба Профсоюза имеет право:

участвовать в разработке и осуществлении мер, направленных на защиту социально-трудовых прав, профессиональных и служебных интересов членов Профсоюза;

участвовать в осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы; законодательства о профсоюзах; условий коллективных договоров, соглашений и по другим вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений;

принимать участие в заседаниях коллегиальных органов Профсоюза (его структурных подразделений), при обсуждении вопросов, касающихся правовой работы;

взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, законов и иных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, законодательства о профсоюзах, с профсоюзными организациями, с юридическими службами работодателей и их объединений, а также со средствами массовой информации;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, и индивидуальных служебных споров, возникающих по вопросам применения законодательства, регулирующего прохождение государственной гражданской службы и муниципальной службы, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также связанных с изменениями условий труда и профессиональной служебной деятельности;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации о гражданской и муниципальной службе;

запрашивать в организациях Профсоюза материалы, справки и другие документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;

взаимодействовать со средствами массовой информации с целью информирования членов Профсоюза и общественности об эффективности правозащитной работы Профсоюза, пресечения действий (бездействия), направленных на дискредитацию Профсоюза, укрепления авторитета Профсоюза и повышения мотивации профсоюзного членства;

готовить инструктивно-методические письма, материалы, доклады, обзоры по наиболее актуальным вопросам правозащитной работы, участвовать в обучении профсоюзного актива;

осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3.2. Правовая служба Профсоюза обязана:

при осуществлении своей деятельности точно и неуклонно следовать положениям Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также Устава Профсоюза, решений руководящих органов Профсоюза и настоящего Положения;

использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций, обратившихся за правовой помощью;

проводить правовую экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права членов Профсоюза,  права в сфере профессиональной служебной деятельности членов Профсоюза, а также права профсоюзных организаций;

постоянно повышать свою квалификацию, изучать законодательство Российской Федерации и судебную практику;

обобщать практику и сведения о правозащитной деятельности Профсоюза (его структурных подразделений), в том числе для подготовки ежегодных отчетов о правозащитной работе.

3.3. Руководитель Правовой службы Профсоюза и другие её работники несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов инструкций, положений, постановлений, решений, распоряжений и других документов правового характера законодательству Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

3.4. Руководитель Правовой службы Профсоюза и другие её работники, обнаружившие нарушение законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, совершенного профсоюзной организацией или её должностными лицами, обязан доложить об этом руководству организации для принятия необходимых мер по их устранению.

3.5. Возложение на Правовую службу Профсоюза функций, не предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к правовой работе, не допускается.

4. Руководство Правовой службой Профсоюза

4.1. Общее методическое руководство деятельностью Правовой службы Профсоюза осуществляет руководитель Правовой службы Профсоюза (заведующий юридическим отделом ЦК Профсоюза — главный правовой инспектор труда Профсоюза), который назначается и освобождается от должности Председателем Профсоюза.

4.2. Непосредственное руководство структурными подразделениями Правовой службы Профсоюза, созданными в организациях Профсоюза, осуществляют руководители этих организаций.

4.3. Работники структурных подразделений Правовой службы Профсоюза, созданных в организациях Профсоюза, назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями этих организаций.

4.4. На должность руководителя Правовой службы Профсоюза, либо руководителя её структурного подразделения в организации Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности, как правило, не менее трёх лет.

Постановление от 05 декабря 2012 года № 6-6 «О Положении о правовой службе Профсоюза»

Постановление от 05 декабря 2012 года № 6-7 «О новой редакции Положения о правовой инспекции труда Профсоюза»